Дестреза

Чем является эта мифическая La Destreza, известная еще как Магическое, или Испанское колесо? Ответ так же запутан, как и ее форма, поэтому давайте начнем с самого начала...

Современные знания о Дестрезе прежде всего основаны на учебнике "Academie de L'Espree" Girard'a Tibault'a, изданного в 1628 году, который создал свое дело на основе более старых руководств - Jeronimo Caranza (De La filosofia de las Armes - 1583) и Luis Navarez (Libro de las Grandezas de la Espada - 1600), причем, что интересно, сам француз был чистым теоретиком, но достаточно верно объединил упомянутые руководства в логическое целое.

В целом, Дестреза не только учит стилям, формам и видам боя, но и показывает, как объединять атаку и оборону с эффективной позицией и передвижениями, объясняя прежде всего, почему мы делаем именно так, а не иначе.

При внимательном рассмотрении становится ясно, что Дестреза абсолютно отличается от стилей, которым учили во Франции или Италии. Повсеместно используемая в те времена атака, т.е. действие из глубокого выпада (pass step), практически не позволяет выполнить следующий шаг в сторону противника, а если и удается это сделать, то с нарушением равновесия и разрывом ритма.

Например, итальянцы делали акцент на отвод оружия противника с линии атаки и немедленную контратаку с глубоким выпадом, регулируя дистанцию атаки скорее наклоном туловища и вытягиванием руки, чем дополнительным шагом.

Испанская техника позволяла совершать дополнительные подшагивания после первой атаки, что увеличивало дистанцию и мобильность. Именно возможность быстро изменять дистанцию формировала вокруг фехтовальщика круг, который являлся основой Дестрезы.

У каждого фехтовальщика свои физические возможности (рост), а значит и величина круга будет для каждого разной. Его размер определяется расстоянием между передней стопой и вытянутой вперед рукой. Важно то, что не фехтовальщик привязан к дестрезе, а круг к нему, и передвигается вместе с человеком. Момент, когда наш круг соединяется с кругом противника, является сигналом, что можно проводить атаку, и чем более внутренний наш круг накладывается на круг противника, в тем лучшей мы оказываемся позиции для атаки. Такая виртуальная способность видения этих "магических кругов" приводила к тому, что адепты дестрезы, в отличие от воспитанников итальянской школы, предпочитали шаг назад или уход в сторону от линии атаки, контратакуя тогда и только тогда, когда противник находился внутри их круга.

Важным элементом Дестрезы было передвижение всегда в своем кругу, вслед за перемещением часовой стрелки. Это движение заставляло противника постоянно изменять направление атаки, уменьшало эффективность какого-либо оружия в другой его руке благодаря выходу за пределы его досягаемости, и создавало возможность атаки, если противник окажется внутри нашего круга, а мы выйдем за пределы его. Ну и наконец, согласно с испанским принципом обороны, потенциальной атаке открывался минимальный участок нашего тела. Позиция эта, называемая Diestro, даже в "свободной", не канонической версии открывала для атаки противника только малую часть нашего драгоценного тела - рука с рапирой вытянута горизонтально, конец ее направлен в гарду противника или его глаза. Позиция эта, кстати, очень естественная, позволяла контролировать действия противника и давала возможность выйти за пределы его боевой дистанции одним шагом, позволяя одновременно на немедленную атаку по одной из линий дестрезы противника.

 Дестреза заставляла тренирующегося постоянно менять позиции, и одновременно поправляла работу ног во время этих изменений.

С помощью минимального поворота запястья испанец увеличивал уровень контроля над оружием противника и мог изменять направление его атаки в момент самого ее начала (так наз. "Atajo"). Основой мастерства было "Taco" - чувствование слабых и сильных сторон противника через свое оружие, сразу после первого контакта (что-то похожее на немедленную расшифровку "telegraphic movements").

Таким образом, мастерством считалось умение предвидеть намерения противника и выводение своего оружия в такую позицию, в которой противник не может атаковать, зато мы можем это сделать без труда.

Дестреза заставляла хладнокровно планировать схватку, не позволяла ни атаковать вслепую, ни защищаться, как бог на душу положит, и хотя изначально созданная, как оборонительная, давала возможность проводить смертельно эффективные атаки. Предполагалось, что все физические, психические признаки и личные предпочтения фехтовальщика можно отнести к определенной группе бойцов, - "снайперов" или контратакующих, затягивающих в свою оброну или проводящих атаки волна за волной и т.д. Тренируясь по строго определенным образцам (геометрия дестрезы), ученики нарабатывали умение автоматически подстраиваться к самым разным стилям боя.

Интересно, что все это несколько припоминает книгу Миямото Мусаси "Горин-но се", только "Пять колец" были написаны, когда мастеру было уже под 60 (1643?), а к этому времени японцы контактировали с испанцами уже почти восемьдесят лет.

В Дестрезе огромное внимание уделяли психологическим аспектам боя. Диэстро, как оборонительная позиция, не казалась противнику агрессивной, поэтому, чтобы нарушить его уверенность в себе, проводили короткие быстрые удары и уколы, которые не были смертельными, но создавали дыры в психике противника (например "Испанский поцелуй" - рассечь кончик носа или губу противника).

Из всего этого напрашивается вывод, что La Destreza - это не только очень запутанная геометрическая фигура, но и философия боя, которая позволяет ценить собственную жизнь, и одновременно быть смертельно эффективным против атакующих.

Автор: Seiken

 

Вернуться к темам

Сайт создан в системе uCoz