Хват ножа

Проще всего хваты ножа можно разделить на две группы:

1. Клинок со стороны большого пальца - названия, которые чаще всего использутся для определения этого хвата: естественный, обычный, молотка, топора, фехтовальный, сабельный, рапирный, "Heaven", forward grip.

2. Клинок со стороны мизинца - определяется как: стилетный, обратный (reverse grip), сосулька, "Earth".

В зависимости от школы (системы) различия эти точны в большей или меньшей степени. Некоторые системы удовлетворяются простейшим разделением, другие "делят волос на четыре". Так, например, хват "обратный" (reverse) у них различается от "сосульки" тем, что в первом варианте клинок защищает предплечье, а при "сосульке" нож держится под прямым углом к руке... А в других школах эти названия используются попременно.

Если говорить о хватах из первой группы, то названия "естественный", "обычный" и "молоток" обычно используют для определения очень крепкого, солидного хвата, когда все пальцы вместе с большим плотно охватывают рукоять. "Фехтовальный" - это такой, при котором рукоять держится немного свободнее, что позволяет лучше использовать запястье. Некоторые используют названия "фехтовальный" и "сабельный" как синонимы, для других "фехтовальный" - это более широкое определение, а "сабельный" и "рапирный" являются его вариантами.

Между поклонниками "фехтовального" хвата и "обратного" давно уже длится спор об их эффективности в бою. Существуют системы, которые предпочитают только один вариант, бывают так же и такие, что посвящают одинаковое внимание им обоим. Фактом есть однако, что оба хвата имеют свои достоинства, а хороший боец в зависимости от ситуации пользуется и одним вариантом, и другим.

Фехтовальный хват прежде всего дает большую подвижность запястья, что позволяет наносить очень точные порезы и уколы, а так же молниеносно сменять направление в технических комбинациях. Ведение оружия при порезах напоминает сабельную технику (удары "с кисти"), а в уколах - технику рапиры. Другим достоинством этого хвата есть возможность дальше дотянуться, поэтому он прекрасно подходит для поединков "один на один", которые начинаются на дальней дистанции. Понятно, что есть и при "обратном" хвате техники, что позволяют быстро сократить дистанцию (специализируются в этом, в частности, люди из Pekiti Tirsia Kali), но содержат в себе эти приемы слишком много элемента "все или ничего". По моему скромному мнению, для "вступительной игры" лучше подходит хват фехтовальный.

Насколько хват фехтовальный ассоциируется со скоростью и точностью, настолько же хват обратный - это прежде всего сила.

Такой солидный хват позволяет наносить решительно более сильные удары, чем фехтовальный. Его недостатком прежде всего есть меньшая дистанция атаки и то, что под некоторыми углами из него порезы просто невозможно сделать (либо они мало эффективны). Так же он не годится для "охоты на запястье", что ограничивает его использование на дальней дистанции.

Зато это идеальный хват для работы на ближней дистанции. Он позволяет наносить, например, уколы в спину и шею, дает возможность достать подключичную артерию, что при "фехтовальном" практически невозможно. Другим его достоинством есть возможность выполнять болевые захваты (если кто-то это дело любит), а так же огромная устойчивость на попытки разоружить пинками или ударами.

Техники, выполняемые на этом хвате, очень напоминают техники каратэ (тетсуи, гедан бараи, учи уке и сото уке) и боксерские (боковые и апперкоты).

Кроме описанных выше хватов существует целый ряд других способов удержать нож, очень популярных среди жителей городских трущоб и тюрем этого мира, с такими поэтическими названиями, как "кукушка", "леопард", "порезанная майка" или "кулак", служащих для выполнения очень специфичных задач.

Но так как джентльмены, что посещают нашу сторону, в основном заинтересованы благородным искусством фехтования на ножах, я не вижу необходимости описывать, а тем более анализировать пользу этих методик ;-)

Отдельная благодарность Рышарду Ёжьвяку за предоставление рисунков с разными хватами ножа.

Chris

 

Вернуться к темам

 

Сайт создан в системе uCoz