"Навахеро должен сражаться с ловкостью мавра, вдохновением танцора фламенко и отвагой тореадора."
Дон Сантьяго Ривера, Маэстро де Армас
Жители иберийского полуострова давно известны, как чрезвычайно опасные бойцы на ножах, однако особенно "смертоносной" славой среди них пользуются жители Севильи.
Местом, где практикуется до сих пор традиционный андалузийский бой ножом, есть Эскуэла Севильяна де Армас Бланкас (Севильская школа холодного оружия), которая принадлежит дону Сантьяго Ривера, которая находится на тылах его магазина с ножами.
В школе практикуют три стиля:
Baratero (щелкни на Manual del Baratero) - хорошее начало, чтобы изучить севильскую школу ножа, именно с нее начинается обучение. Ученики изучают правильный хват, защиту (guardia "гардиа"), работу голыми руками (la mano siniestra), работу ног, уклоны, быстрые перебросы ножа из руки в руку, и смену хватов. Это солидный стиль, который особое внимание делает на скорость и силу техник.
Gitano (читай "хитано" - цыган) - стиль необычайно динамичный, полный ритма, а одновременно плавный и полный внутренней красоты. Другим определением циганской техники ножа есть "фламенко", и название говорит само за себя. Существует много общего между искусством танца и искусством ножа. Во время тренировок в школе дона Сантьяго из колонок доносится музыка "Джипси кингс". Звуки фламенко помогают адептам отработать ритм и тайминг, а также позитивно влияет на концентрацию и мотивацию к тренировкам. Хитано содержит высоко стилизованные, почти артистичные техники, покрепленные плавной и обманчивой работой ног. Собственно, именно из-за финтов и обманов этот стиль в среде традиционных навахерос считается "грязным боем".
Sevillano - это квинтессенция андалузских стилей. В обучениии акцент делается на контроль дистанции, перехват инициативы, подстройку к изменяющимся условиям боя и другие тактические умения. Основным оружием есть Navaja, но практикуется также бой стилетом, и тростью с укрытым внутри клинком.
В севильской школе различают три дистанции: длинная (mano-a-mano), средняя (cuerpo-a-cuerpo) и короткая (ojo-a-ojo). Атаки делятся на порезы - tajos(тахос), и уколы - punaladas. В отличие от филиппинских боевых искусств, испанский бой ножом (как, кстати, и традиционное испанское фехтование) не использует нумерацию линий атаки, поэтому возникла необходимость как-то обозначить конкретные техники. Например, укол по 5-й линии называется viaje (виахе), укол в arteria subclavia - desjarretazo (десхаретасо), а укол по линии 6-й с одновременным парированием линии 5-й - floretazo... Контратака уколом по линии 5-й с уходом влево - это estokada, контратака уколом по той же линии с уходом вправо (идентичный с "инквартата" классического фехтования) - cuadrada, а укол с уходом вниз - passata baja (пасата баха), совершенно аналогичная passata soto из классического фехтования.
Кроме "классического" холодного оружия в школе дона Сантьяго Риверы обучаются также использованию подручных средств - ножницам, например, а также бою голыми руками.
Естественно, надо понимать, что шансы в "безоружной схватке" против опытного навахеро практически равны нулю, поэтому здесь тоже остается в силе старое филиппинское правило - "потерял оружие - утратил жизнь".
Chris
P.S. Автор использует нумерацию линий атаки из филиппинских боевых искусств, таких, как Kadena de Mano или Doce Pares.